Размышляя на тему вторичной выгоды и позитивного намерения в теме зависимости к играм, алкоголю, наркотикам и прочим «радостям жизни», вспоминается пирамида Абрахама Маслоу, приверженца гуманистической психологии. Он был убежден, что в человеке от природы заложено стремление к развитию и позитивным событиям. Это движение обусловлено мотивами, укладывающимися в пирамиду потребностей каждого человека, состоящую изначально из пяти ступеней. Первые пять ступеней – это потребности первой необходимости, без удовлетворения которых невозможно переходить к остальным. Это потребности в воде и пище. Выше стоят такие потребности, как чувство безопасности, любви, уважение и признание, самореализация. Получить эти ценности разные люди могут разными способами. Так, например, желание чувствовать себя защищенным от нападения может быть реализовано, если человек изучает приемы самозащиты или покупает себе оружие, нанимает охрану. Но это не спасет от вечных нападок жены, от негатива и несправедливости на работе, от равнодушия близких людей, боли от обиды или душевной раны. В такие моменты человек начинает искать другие способы защитить свое сознание от враждебного окружающего мира. Очень часто выбор падает на алкоголь, большой ассортимент которого в магазинах только подбрасывает дров в огонь. Изначально намерения человека простые: «выпить и расслабиться, напиться, чтобы не думать об гнетущих проблемах».

Алкоголь – антидепрессант

Алкоголь – «антидепрессант», который продают без рецепта, и который лишь временно устраняет реальные проблемы и заботы. А ведь изначально алкоголь не являлся своеобразной защитой от боли. Раньше алкоголь был главным напитком всех застолий. Считалось, если гость или незнакомец разделит трапезу и пригубит вино – значит, не чувствует опасности, тем самым обозначая территорию взаимного доверия за столом. Алкогольные напитки снимают страхи и комплексы. Кто-то опрокидывает за бокалом бокал, потому что таким образом получается стать душой компании, другой – ради сиюминутного удовольствия, но если и в том и другом случае алкоголь единственный способ получить желаемое – тогда происходит качественная подмена цели иллюзией ее достижения и в дальнейшем – зависимость. Страсть к наркотическим веществам любого рода также обусловлена позитивным намерением достичь легкости, хорошего настроения, уверенности. Но вместо перечисленных благ наступает их заменяющее временное состояние, качество и продолжительность которого зависит от количества употребляемого наркотика.

Помимо «позитива» и все же саморазрушения зависимый человек получает от пагубных пристрастий скрытый бонус – вторичную выгоду. Вторичная выгода присутствует везде и, если совершенный поступок человека кажется на первый взгляд бессмысленным, нелогичным и противоречивым – здесь проявилось бессознательное желание. Тайное становится явным, но мотив несвойственного поведения остается неопознанным и поступки воспринимаются как случайность, нелепость, «какая-то муха меня укусила», «я не хотел, так получилось». Хотел, но себе не признался, да это и не так просто, докопаться до скрытых желаний, но человек всегда поступает именно так, как хочет – даже если его поведение девиантное или аддиктивное. В нашей стране пьяному многое сходит с рук, он может рассчитывать на жалость, снисхождение,

алкоголик, который раз отказался от рюмки получит даже восхищение и повод для гордости за себя на несколько часов. Только в уголовном и административном праве алкогольное опьянение однозначно считается отягчающим обстоятельством при совершении преступления. Однако такая возможность самонадеянно отвергается или воспринимается пьющим человеком как далекое невероятное событие, которое никогда с ним не случится. В алкозависимости бонусы получает и тот, кто пьет и тот, кто зависит от того, кто пьет – созависимый. И так случается, что не всегда в интересах последнего помогать алкоголику стать здоровым членом общества. На фоне пьющего мужа – жена повышает свой статус в качестве человека, имеющего в жизни наиважнейшую миссию – спасать, приносить себя в жертву, и собирать от людей энергию в виде сочувствия к себе, внимания, помощи, снисхождения, даже уважение и основание для гордости за себя – великомученицу. Следить за пьющим супругом, чтобы не пил, чтобы поел, чтобы не проспал и так далее по всем пунктам – это тоже позитивное намерение – быть нужным кому-то, «он же без меня пропадет». В семье к тому же присутствуют невероятные по накалу страсти и приключения, «бьет и любит», «выбил окна и дверь и балкон уронил» и абсолютно не предсказуемо, что день грядущий готовит и где закончится. И, как вторичную выгоду созависимый, например, женщина «получает от себя разрешение» поставить свои интересы и желания ниже, чем потребности мужа-алкоголика, отказаться от ответственности за свою жизнь и «принести себя в жертву» обстоятельствам. Жена алкоголика не стремится понять свою ценность, найти свое предназначение или занятие по душе, не реализует себя как женщина и не выбирает быть счастливой, намного легче претвориться жертвой и ни за что не отвечать, разумеется, получая за это бонусы.

Социальные сети – щит от реального мира

Быть защищенным от разного рода проблем, внешнего иногда неласкового мира возможно, уклоняясь от общения, не вступая в личные контакты…используя при этом интернет игры, социальные сети. Коммуникации важны для живущих в обществе и, каждый желает быть услышанным, улучшить на свой взгляд версию мира и, это тоже есть позитивное намерение. Быть привлекательным, успешным для других, выглядеть уверенно, стать нужным и любимым – это естественные потребности человека. Всемирная паутина предоставляет неограниченные возможности по использованию своих ресурсов, доступ к практически любой информации, все, на что хватит фантазии для самовыражения, для самолюбования, саморекламы, для общения. Но как поется в песне у Трофима:

«Она для всех пропадёт до рассвета, Бродя во тьме социальных сетей. А он уснёт в одиночестве где-то И, никогда не узнает о ней.»

Виртуальное общение не спасает от одиночества, и также как алкоголь, который лишь на время нивелирует проблему, подменяет ценности – потребность в обмене энергией на обмен информацией. Это взгляды, улыбки, тепло, даже раздражение и гнев разбрызгивает негативную, но энергию, то, чего нет у роботов, и никогда не будет, самое естественное и самое необходимое для жизни, единственное, что можно почувствовать и передавать от человека к человеку посредством живого общения.

Игровая зависимость

Игра – это жизнь понарошку, много жизней, бонусы и подарки, ощущения риска, победы, поражения – можно проиграть в смертельной схватке и остаться в живых. Бесконечное количество шансов все переиграть или прекратить, начать сначала, не жалея патронов и кирпичей, разрушать, строить, стрелять из любого оружия, быть круче Шумахера и Брюса Ли, и все это взахлеб от адреналина, азарта, восторга от успеха. При этом нет настоящих ранений, травм, нет необходимости извиняться, что не оправдал чьих-то ожиданий, просто попробуем еще раз и еще. В игре можно все и без последствий. Вернее, последствия наступают, но когда-то потом, ну, точно не сейчас. В реальной жизни поступок или слово влекут за собой изменения, иногда почему-то не предсказуемые, неизвестно как управляемые и не всегда те, что ожидаешь получить. Так же с азартными играми на деньги. Глава семьи мечтает, что однажды он превратится из скромного планктона в «миллионера из трущеб» – выиграет кучу денег в автомате, на рулетке и так далее, но он рискует уже в реальном мире – реальными деньгами. Даже если не получится выиграть с первого раза, герой достоин похвалы – он старается не для себя, его можно даже пожалеть и понять – он заботиться о семье. В пристрастии к играм любого рода также есть скрытые преимущества.

Под защитой лишнего веса

Если взглянуть на проблему лишнего веса с точки зрения наличия вторичной выгоды, становится ясно, почему так сложно худеть. Например, одна подруга, которая весит «тонну», и лет десять рассказывает всем знакомым и друзьям, что у нее есть цель похудеть, делать это вовсе не собирается. Она вроде бы искренне стремится к стройной фигуре и самозабвенно рассказывает о двух днях на салатах, когда интересуешься, как успехи на фронте похудания. Однако даже втайне от нее самой она пользуется от своего нескромного веса преимуществами, с которыми не желает расставаться. Самое ценное для этого человека – быть в центре внимания. Она – особенная, у нее есть цель, она борется с искушениями и преодолевает соблазны, тем не менее, может себе позволить любую калорийную еду – «это временно и у нее есть цель», а пока – лишний вес, наличием которого барышня оправдает невозможность делать то, не хочется – «у меня такая масса, мне тяжело, неудобно». И… любите меня такой, какая я есть. В какой-то момент калорийная барышня, соглашаясь с проблемой лишнего веса, может даже заявить, что не собирается подстраиваться под суперблузку, которая ей мала и отказывается от гонки за стройной фигурой. Худеющая опять в центре внимания – она может себе позволить не быть такой, как все и снова получать внимание и восхищение – для нее это также необходимо, как топливо для машины. А лишний вес – это защита на подсознании, когда оказываешься, как будто в коконе и никто тебя не тронет, не обидит, не найдет. А то еще сделают предложение выйти замуж… Эта же женщина, которая худеет не худея, в свои 46 лет заявляет, что все так же, как и лет двадцать пять назад, хочет выйти замуж, создать семью и родить ребенка, но вряд ли решится на такие перемены с собой. Глядя на замужних подруг с жизнью не такой гладкой, как в сказке, она избегает неудач в замужестве, даже в выборе, просто не создавая семью и даже не пытаясь. Преимуществ полно – она сама себе хозяйка в любом смысле, свобода во всем: выбор одежды, когда и с кем отдыхать, куда тратить деньги, не нужно никого понимать и ни под кого подстраиваться. И снова просматривается скрытая выгода в позиции не выходить замуж. Эта женщина ни от кого не услышит упреков, останется совершенством для себя и в глазах своих не

очень «удачных замужних подруг». И она постоянно при этом получает восхищение: за то, что она гордая и не кидается на первого встречного, а ждет того единственного, за то, что у нее есть такая выдержка и терпение, за то, что она одна справляется со всем и нисколько не страдает «внешне и на людях», она особенная. Вечная невеста получает вечное внимание – горючее для двигателя, энергию для жизни.

Совсем по-другому воспринимаются люди и события, их поступки, решения и даже эмоции, когда знаешь о существовании вторичной выгоды.